Site Overlay

ПЕСНИ НА СЛОВА МУСЫ ДЖАЛИЛЯ ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Однако в сравнении со звучанием подлинника он не передает внутреннего состояния автора и экспрессии авторского стиля. Он ненавидел гитлеровских палачей, лишенных чести и совести. Если пуля засела бы в сердце моем,. Тут же ты картошки наварила,. Как знамя, верность родине подняв, Джигит прошел огонь и воду, Не автоматом, не конем силен, А клятвою своей народу.

Добавил: Tojazshura
Размер: 13.83 Mb
Скачали: 76642
Формат: ZIP архив

Так писал в берлинской тюрьме Моабит осужденный на смерть советский поэт-коммунист Муса Джалиль. Подпольщики были татарами, но Отчизной своей считали всю Советскую страну, за свободу которой героически боролись и мужественно приняли смерть их гильотинировали в тюрьме Плетцензее.

Их казнили не. Осужденные полгода ожидали исполнения приговора. Враги надеялись, что подпольщики сломаются и станут покорными рабами. Татврском выдержали все физические и нравственные муки и остались верны воинскому долгу. Труднее сова было руководителю группы Мусе Джалилю. Идя по следам его песен, друзья сумели размотать волшебный клубок его жизни, и честное имя поэта стало известно всему миру. Пойдем и мы по джаьиля следам и постараемся кратко осветить путь поэта-героя от детских стихов, звучащих как клятва: Муса Джалиль Муса Мустафович Залилов родился 15 февраля года в деревне Мустафино Оренбургской губернии в крестьянской семье.

Он рано почувствовал в себе поэтический дар и в годы гражданской войны однажды и навсегда принял правду нового мира, которой оставался верным до последнего дыхания. Эпиграфом были слова К. Начиная с года, Джалиль связывает свою жизнь с комсомолом, много занимается организацией пионерских отрядов в родных краях.

Затем становится комсомольским вожаком сначала в Оренбургской губернии, потом в пределах Татарии. В году вступает в ВКП б. Теперь его жизнь и работа связаны с двумя столицами: В эти годы Муса пишет много стихов.

Огонь, зажженный в его сердце комсомолом, он пронес через всю жизнь. Отсвет его прослеживается во многих произведениях Джалиля. В году Муса поступает на филологический факультет Московского университета, который успешно оканчивает.

Университет, познакомивший Джалиля с богатством мировой культуры, сыграл большую роль в становлении его как выдающегося поэта. Творчество Мусы получило новое дыхание: В е годы Джалиль становится признанным татарским поэтом, автором популярных стихотворений и поэм.

Пишет он о становлении новых отношений, о свободном труде, об опасности набирающего силу немецкого фашизма и, конечно, о любви.

Любовь к женщине, к родной земле, к маленькой дочери Чулпан и к свободе. Знаменательно, что через всю его поэзию того времени проходит мотив ранней смерти и бессмертия. Однако предчувствие ранней смерти только подчеркивало жизнелюбие песги.

В солнечный ясный день 22 июня года Муса Джалиль вместе с друзьями отправился за город, но, узнав о начале войны, вернулся и поспешил в военкомат. Как руководитель Союза писателей Татарии он имел бронь, однако настоял, чтобы его взяли в армию. Поэта берегли, определили на курсы политработников, а он через Фадеева иатарском отправки на передовую. Находясь на Волховском фронте, писал стихи о боевой окопной сбова Стихи он посылал своему другу, журналисту и литературоведу Гази Кашшафу с наказом опубликовать в татарской печати.

Его земляки читали их и укреплялись в патриотическом стремлении помочь фронту. Даже раненый, находясь рядом со смертью, не боялся ее, о чем писал своей жене Амине-ханум: Это не языко фраза. Так Муса оказался в немецком концлагере.

Едва оправившись татарсском ранения, он стал думать о побеге. И подпольщики повели агитацию среди пленных, используя при этом стихи Джалиля. Веря в могущество Слова, Муса писал о родной земле, о верности долгу, о любви к родине, о жизни на воле.

  ДИМОН СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 14 ДО 104 ЛЕТ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

В концлагере, куда попал Муса, было много пленных, понимающих татарский язык, и поэт старался писать так, чтобы слова его доходили до каждого. Многие его стихи были написаны в песенной манере, с использованием фольклорных мотивов и образов. В его песнях часто встречается популярный в восточной поэзии и любимый ждалиля образ цветка, символизирующий бессмертие любви и героического подвига.

И ромашка рассказывает о том, как утром, после битвы одинокого героя-бойца с врагами, она умылась в его крови, и вот теперь джалишя суждено, как Чулпан-звезде, вечно гореть и горевать о погибшем. Они разработали план создания национальных легионов в помощь предателю генералу Власову. Началась активная идеологическая обработка военнопленных, в особенности татар и башкир, чтобы создать из них карательные батальоны. Каким-то образом татарским националистам удалось узнать, что в одном из лагерей, расположенных на территории Польши, под именем Гумерова скрывается известный и очень популярный в народе поэт Муса Джалиль.

Они начали вербовать его в свои ряды с тем, чтобы он помог им в организации батальонов. А поэт в это время уже песои подпольной организацией, которая готовила побег военнопленных из лагеря.

Джалиль мечтал о большом количестве подпольщиков в других лагерях, размещенных в Польше.

Муса джалиль все тексты песен

Мнимый союз с татарскими националистами дал бы возможность свободно ездить по лагерям и посещать Берлин, где он мог бы связаться с немецкими антифашистами. Перед подпольщиками встал тяжелый выбор. У Джалиля был приятный голос, хороший музыкальный слух, умение петь татарские песни, аккомпанируя себе на мандолине. Он вошел в организованную музыкальную капеллу, стал ездить по лагерям, устраивать концерты, где исполнялись песни патриотического содержания, в том числе и на слова самого поэта. Подпольщики получили доступ к типографии, стали печатать листовки на русском и татарском языках, создалась разветвленная сеть антифашистских групп.

Началась подготовка к восстанию. Джалиль по заданию немцев сформировал татарский батальон для борьбы с белорусскими партизанами.

Он был подготовлен так, что солдаты, явившись на место назначения в Витебскую область, перебили немецких офицеров и почти в полном составе, вместе с оружием перешли на сторону партизан, а затем сражались вместе с ними с немецкими оккупантами. Был найден предатель, который, втершись в доверие к подпольщикам, выдал ядро организации.

Джалиль и его друзья были арестованы, подверглись чудовищным пыткам, но не выдали организацию, взяв вину на. Так спасено было около 80 участников подпольных групп.

Все татарские песни

Обвинив Джалиля и его друзей в подрывной деятельности против рейха, их судили и приговорили к смертной казни. От имени своих товарищей джжалиля суде с последним словом выступил Джалиль. Он сказал, что подпольщики не чувствуют себя виноватыми: Измученные пытками и ежедневным ожиданием смерти, подпольщики вели себя мужественно. Их поддерживало чувство исполненного долга. Гнев поэта был направлен против тех, кто заковал его в цепи, лишил яыке здоровья, свободы и пытается покорить его душу.

Он ненавидел гитлеровских палачей, лишенных чести и совести. Любовь поэта-патриота была обращена к родной земле, к любимым и родным людям, к свободной и вольной жизни, от которой его отделяют решетки на окне, толстые стены, ряды колючей проволоки.

  ВИКТОР ДОЦЕНКО КНИГИ ПРО БЕШЕНОГО ПО ПОРЯДКУ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Джалиль много думает о дочери. Его связывала с маленькой Чулпан какая-то очень крепкая и нежная нить. Она отпустила его на войну, она приходила к нему в его тюремные сны, это о ней тосковал поэт в долгие осенние ночи.

И он продолжал борьбу с врагом. И победило светлое творческое начало жизни. Джалиль страстно любил жизнь и, подобно Василию Теркину, бросил вызов смерти, не покоряясь. Джалиль писал стихи не только для. Рядом с ним, в соседних камерах, были его друзья, как и он, томившиеся в ожидании татарсуом смертного приговора.

Он чувствовал свою ответственность и своими страстными жизнеутверждающими песнями поддерживал в друзьях бодрость и веру в победу, ради которой они пошли на смерть.

Создавая свои песни, Джалиль верил, что его судьба и судьба его друзей станет известной на родине и останется в веках героическим примером. Желая нравственно сломить Джалиля, враги сообщили ему, что на родине его считают изменником.

Топ Музыка

Поэт понимал, что это не пустые слова, что предатель, выдавший организацию, постарается, вернувшись в Казань, оклеветать его и друзей. Мысль эта была невыносимо тяжела для поэта-героя.

И все же он надеялся, что его жена, его верные друзья, его родной народ и советские писатели не поверят клевете. Джалиль надеялся и верил, что песни его вырвутся на волю и дойдут до отчизны, он их адресовал не только друзьям по борьбе, не только любимым, но и всему советскому народу. Ведь именно песни были его оружием, его надеждой, его утешением. Джалиль верил, что освобождение от фашизма придет с Востока, и он приветствовал грядущую свободу.

Вернулись и его стихи к сожалению, далеко не. Дальше шли слова о том, что стихи, помещенные в блокноте, принадлежат татарскому поэту Мусе Джалилю их было в блокноте Они написаны в плену и заточении. В году вторую Моабитскую тетрадь передал в советское консульство в Брюсселе бельгийский антифашист Андре Тиммерманс, бывший какое-то время Джалилю соседом по камере.

Этот самодельный блокнот содержал в себе 50 стихотворений, написанных латиницей. Рискуя жизнью, Тиммерманс спас песни Джалиля, выполнив тем самым просьбу своего друга.

Стихи расшифровали, сделали сначала подстрочники, потом стали переводить на русский язык. Переводили их первоклассные мастера: Песням Джалиля поверили и А.

Симонов, и все, кто принимал н в судьбе поэта. Щипачев рассказывал мне, что, познакомившись с Моабитскими стихами, ни на минуту не сомневался в Джалиле и очень хотел, чтобы они были опубликованы.

Несмотря на все усилия руководства Союза писателей, этого сделать было нельзя: Верный друг Джалиля, наследник его поэтического творчества Гази Кашшаф, сделал все для реабилитации честного имени поэта…. С года один за другим стали появляться сборники его стихов на татарском, русском языках, на языках народов Советского Союза, а также европейских.