Site Overlay

АВРААМИЙ ПАЛИЦЫН СКАЗАНИЕ ОБ ОСАДЕ ТРОИЦЕ СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

И сломавшие оружие, схватясь друг за друга, ножами резались. Той же ночью пришел в Троицкий монастырь выходец из табора Лисовского казак Иван Рязанец из станицы атамана Пантелеймона Матерого и сказал, что подкопы в самом деле готовы под нижнюю Круглую башню. Злeйши того содeяша внуцы сих, мы и братиа наша. О выласкe из града и о побeгe слуги Оски Селевина. Архимандрит же со священным собором, отпев молебны со звоном, воздали благодарственные хвалы Всемогущему Богу.

Добавил: Kerisar
Размер: 35.22 Mb
Скачали: 29832
Формат: ZIP архив

Труд был посвящeн событиям гг. Представляя собой один из интереснейших обзоров Смутной эпохи, это произведение закономерно обрело популярность среди русских книжников и, соответственно, сохранилось в большом количестве списков и нескольких вариантах. Значительное место в нeм, а именно главы [2]занимает повествование об осаде Троице-Сергиева монастыря объединeнной армией Лжедимитрия II, или Тушинского сероиева, продолжавшейся 16 месяцев, с 23 сентября по ст.

Действительно, опираясь на письменные и устные свидетельства, а также отчасти на собственные впечатления, Авраамий Палицын сообщает о разных эпизодах скажание за монастырь. Действительно, в период Смуты духовное значение Троицкого монастыря осознавалось в народе особенно ясно. Борьбу у его стен воспринимали как земное и надмирное столкновение добра и зла.

СКАЗАНИЕ АВРААМИЯ ПАЛИЦЫНА

И возможное падение обители, вероятно, должно было быть истолковано как исход Божественной благодати из Русской земли, — итог того, что и молитвы великого преподобного игумена оказались бессильными, и вековечное попечение Богоматери прекратилось, и Сам Господь, соответственно, явил безучастие к бедам православного народа.

Поэтому, несомненно, религиозный смысл стояния за эту цитадель аскезы и молитвы в представлении многих московитов — и еe защитников, и сторонних наблюдателей — сопрягался с их конфессиональными и патриотическими интересами, с их усилиями оградить свою веру и своe отечество от бесцеремонного и безжалостного супостата.

В них автор стремился в деталях показать своим читателям, как небесная помощь ниспосылалась защитникам обители в самых трудных для них обстоятельствах. Явление таковой открывалось в видениях.

: Палицын Авраамий. Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря

Причeм видений удостоивались и защитники монастыря, и осаждавшие. Первым в видениях подавалось поддержка, вторым — устрашение. При этом образ святого очерчивается в произведении несколькими способами, если не принимать здесь во внимание единственного случая скупой констатации самого факта явления, без каких-либо деталей и атрибуций: Самый распространeнный, традиционный и тривиальный приeм — это использование эпитетов, обычно устойчивых и потому лишeнных яркой смысловой или эмоциональной силы: Собственно, это даже и не приeм, поскольку употребление подобных эпитетов не мотивировано стремлением автора выявить в личности великого святого какие-то отличительные, характеристические черты, это просто дань литературному этикету, а также обычаю официального именования подвижников Церкви, дань никак не связанная с идейно-художественной спецификой литературного творчества.

К этим простым, однозначным определениям иногда примыкают содержательно более сложные, развeрнутые определения, в которых уже кроется метафорическое указание на отдельные духовные свойства личности преподобного, например, на его постоянную попечительную и утешительную заботу о духовных чадах: Особенно важны в этом ряду эпитеты, квалифицирующие степень святости и чудодейственности преподобного Сергия: Вкупе с эпитетами структурно и семантически простыми и развернытыми Авраамий применяет способ словесной характеристики внешности или действий преподобного Сергия: Все эти описания создают образ таинственно и неусыпно пребывающего в монастыре его небесного покровителя, своим участливым сопереживанием и молитвенным деланием ограждающего обитель и побуждающего братию на стояние против врага.

В них, описаниях, ощущается духовная эмоция, сопряжeнная с твeрдым упованием на действенное заступничество со стороны святого основателя обители. Однако наиболее функциональными и изобразительными в плане формирования в сознании читателя представления о личности преподобного Сергия как мистического участника битвы за монастырь являются его речи, с которыми он, по воле Авраамия Палицына, обращается к визионерам в большинстве соответствующих эпизодов.

  НОВАЯ ЗОНА ПСЫ ПРЕИСПОДНЕЙ ИГОРЬ НЕДОЗОР СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Святой, например, то предупреждает и вселяет надежду: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть. Почто стекостеся разорити дом пресвятыя Троица, и в ней Божиа церкви осквернити, и иночествующых и всeх православных христиан погубити? Не даст вам жезла на жребий свой Господь! Рцeте же друг другу вси, яко нечисто живущеи во святем мeсте сем погибнут.

Не нечистыми Господь спасет мeсто сие, но имени своего ради без оружиа избавит! Аз неотступно молю Христа Бога.

Восстановление пароля

Аз послах от себе к Москвe в дом Пречистые Богородици и к Московским чюдотворцем всeм молебное торжество аврвамий трех учеников своих: Михeа, да Варфоломeа, да Наума, в третьем часу нощи. И воры и Литва видeшя.

И почто слуга не возвeстил, еже слыша от врагов, что видeша их? К монастырю бо пришедше о том сказашя. Вы же шедше из града глаголите врагом: В рассмотренных случаях, как видно, преподобный Радонежский чудотворец своей волей, поступками и словами прямо воздействует на реальные обстоятельства и события.

Он ведeт себя при этом как знающий, заботливый, строгий, предусмотрительный, требовательный хозяин и защитник.

Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря (перевод)

Потому его речи стилистически просты, а по содержанию предельно конкретны и деловиты, в них совсем нет словесных прикрас, отвлечeнности и притчивости, нет ни намeка на какой-то сокровенный духовный смысл. Особенно показателен в этом отношении рассказ о явлении святого некоему болящему насельнику Троицкого монастыря.

Явление произошло сразу после того, как преподобный Сергий чудесным образом отправил своих учеников Михея, Варфоломея и Наума доставить в голодающую Москву хлеб из монастырских запасов. И они, будучи замечены осаждающими, тем не менее невредимо, как и подобает таинственным персонажам, миновали польско-литовскую стражу и выполнили данное им поручение.

О чуде пошли разговоры, кто-то верил, кто-то. Он же не обратися позрeти, занеже мног вход и исход больным тогда в келии той; и мнози бeднии от мирских чади ту же живуще. И слышит старец той кличюща его: Той же паки рече к нему: Мняше бо старец, яко тоя же келии нeкто се глаголет ему; тeм же и не хотяше зрeти на нь.

И премолчав предстояй начат поносити ему глаголя: И позна чюдотворца по образу написанному на иконe. Глагола же ему великий чюдотворец Сергий: И старец, прост сый, и рече: Повeждь же всeм о сем: И се рек невидим бысть. Данный рассказ об исцелении и вразумлении воспроизводит внешне совершенно обыденную бытовую сцену, ход которой развивается на основе абсурдности, нелепости положения: Осуществив своe намерение, святой исчезает; исцелeнный же монах вместо религиозного воодушевления и славословий всю ночь с плачем раскаивается в собственной строптивости.

Для героев и свидетелей этих эпизодов характерны простой облик, простая поступь, простые речи. Здесь воспроизводится свидетельство некоего дворянина Семена Языкова о суеверном восхищении поляков, стоявших в осаде под монастырскими стенами, силой обороняющихся людей.

И се видeвше мы и с нами панове вельми дивишяся и страхом одержими бышя.

Авраамий Палицын: «Не унывайте в скорбях и бедах, нашедших на нас!»

По убеждению Авраамия, в данном свидетельстве речь шла именно о Сергии Радонежском. Уместно заметить, что при этом он остаeтся и рачительным хозяином, ибо прибирает же к рукам нужное монастырю польское оружие. Кстати, осадее выше рассказы о явлениях Радонежского чудотворца в плане стилистики и поэтики более близки к народной повествовательной традиции, характерной, в частности, для бытовых сказок, и в этом отношении плохо согласуются с церковно-агиографическим нарративом, обычно свойственным литературе видений.

  ИЗНОУГУД ИЛИ КАЛИФ НА ЧАС СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Все названные произведения отличаются сугубо церковной повествовательной природой и описывают события, происшедшие в контексте сугубо религиозных переживаний с молитвой и благоговением перед лицом Божественного откровения. Вот, например, как повествуется о явлении великого русского святого архиепископу Арсению Элассонскому, греку, который остался на Руси после учреждения патриаршества и какое-то время исполнял обязанности хранителя царских гробниц в Архангельском соборе Кремля: Архиепископ же от зельныя немощи едва отвeща: И абие входит в келию его преподобный Сергий, и свeт велий в келии возсиа, и глагола ему святый: Архиепископ скаазание Арсений, очи свои возвед, и ясно видит близ одра его стояща великого чюдотворца Сергиа; и познав его и едва въстав на ногу свою, поклонися.

Он же невидим бысть от очию. И свeт аврвамий великий, явльшийся в келии его, разыдеся. Самое поверхностное сравнение данного рассказа с рассказом о явлении Сергия Радонежского в больнице, рассмотренным выше, обнаруживает их полярное различие. Теперь уже реализуется модус традиционного агиографического повествования: Авраомий качество имеет также и сама словесная ткань рассказа. Соответственно, и поведение героев меняется: Но при этом цель писателя остаeтся неизменной: Овогда же и преже прошениа святый в печалeх предваряет и неищущим его скор помощник обрeтается.

Итак, формируя у читателя представление о преподобном Сергии Радонежском, Авраамий Палицын использует монастфря как семантически простых, так и метафорических эпитетов, влагает в его уста различные в идейно-стилистическом отношении речи, описывает его внешность и поступки и, наконец, характеризует разное восприятие его личности разными участниками борьбы за монастырь.

Всe это позволило писателю создать объeмный образ тррице, показать его, если позволительно так выразиться, в динамике стереоиллюзии и стереофонии.

А последнее особенно важно, ибо наглядно свидетельствует о начавшемся в русской литературе отходе от средневековой традиции плоскостной, одномерной и аперспективной изобразительности. Сказание об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы.

Далее текст памятника цитируется по этому изданию. В некоторых же случаях — по изданию г. Српска верзиjа English version Подписаться трьице рассылку.

Авраамий (Палицын)

Реквизиты для юридических лиц. Реквизиты для переводов из-за границы. Монастырф с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro. Оплата наличными через кассы и терминалы. Пожертвование через Сбербанк Онл йн. Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие. Ru Google или введите свои данные: Введите число, напечатанное на картинке.

Подпишитесь на рассылку Православие. Ru Рассылка выходит два раза в неделю: В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю. Новые книги издательства Сретенского монастыря. Специальная рассылка к большим праздникам.